Обгонная муфта так же иногда называемая муфта свободного хода, стопор обратного хода - деталь механической трансмиссии предотвращающая передачу крутящего момента от ведомого вала к ведущему.
Обгонная муфта может работать в следующих режимах:
Обгонная муфта - выходит из зацепления автоматически, когда ведомый элемент вращается быстрее ведущего элемента. Обгонные муфты применяются например когда необходимо использовать привод от нескольких двигателей или для отделения инерции масс ведомого вала от привода после его отключения.
Индексирующая муфта применяется для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное движение. Индексирующая муфта обеспечивает пошаговое вращение вала.
Стопор обратного хода применяется как тормоз, обеспечивая вращение вала только в одном направлении. Предотвращает вращение в обратном направлении при отключении привода.
Обгонные муфты делятся по конструкции на:
Состоят из двух цилиндрических обойм, наружной обоймы и внутренней обоймы. На внутренней обойме имеются профилированные зубцы в которых находятся подпружиненные ролики. Такая конструкция обеспечивает постоянный контакт ролика и обойм и готова мгновенно передать крутящий момент либо выйти из зацепления при смене направления вращения.
Данная конструкция наиболее универсальна и распространена и может использоваться в качестве обгонной муфты, индексирующей муфты или стопора обратного хода. Наивысшая скорость достигается когда скорость вращения внешнего кольца выше скорости вращения внутреннего кольца. При использования в качестве индексирующей муфты возможна установка более жестких пружин что приводит к увеличению точности и скорости срабатывания.
Состоят из двух цилиндрических обойм, наружной обоймы и внутренней обоймы. Кулачки устанавливаются в сепараторе, активный профилькулачков обеспечивает включение и выключение муфты в зависимости от относительного движения колец. Различные конструкции кулачков и сепараторов позволяют получить различные характеристики. Например, выпускаются модели, имеющие постоянный контакт или вовсе не имеющие контакта во время работы муфты.
Так же состоят из двух цилиндрических обойм, наружной обоймы и внутренней обоймы. Конфигурация кулачков в данных моделях такова, что их центр тяжести смещен относительно оси вращения. Центробежная сила обеспечивает подъем кулачков, преодолевая усилие пружины. Когда действие центробежной силы превышает противодействие пружины, кулачок наклоняется в бесконтактное положение и обоймы выходят из зацепления.
Муфты широкого назначения для легких условий работы. Установка на вал и корпус с применением шпонок или без них, не требуют обслуживания. Самонесущие, то есть с интегрированными подшипниками, не требуют дополнительной установки подшипников.
Муфты роликового типа с внутренним и внешним обоймами или только с сепаратором. Не самонесущие, устанавливаются совместно с подшипниками. Требуют заполнение смазкой и технического обслуживания.
Ниже представлены таблицы аналогов по TSUBAKI, RENOLD, RINGSPANN, NBS.
Онлайн подбор аналогов обгонных муфт на сайте TSUBAKI - http://www.tsubaki.ca/products/cam-clutch